Введение
Приступая к созданию чего-либо, разработчики часто сталкиваются с изменениями по ходу процесса разработки продукта, требующими пересмотра крупных или мелких частей, что иногда также приводит к изменению глобальных архитектурных решений. Переделка – это лишь напрасная трата времени и ресурсов из-за недостаточно глубокого, ограниченного понимания будущего продукта. Разработка через прототипирование помогает команде разработчиков исключить недопонимание на всех уровнях, задействуя прототипы на каждом из них в процессе эволюции проекта.
Основополагающая концепция состоит в обеспечении разработчиков не только задачами и описаниями, но и всеобъемлющими прототипами.
Как начать
Как только вы решили задействовать данный подход, перестаньте верить в то, что вы знали раньше.
Если у вас уже есть продукт
Помните, что всё, что вы знаете о вашем продукте, может оказаться неправдой. Часто бывают ситуации, когда владельцы компаний суеверно полагают, что им всё ясно и понятно о рынке и об их продукте. Это распространённое заблуждение. Ведь рынок постоянно меняется, заставляя вас пересматривать свои взгляды. Представьте, как будто у вас нет готового продукта, и вы хотите выйти на рынок. Есть несколько полезных методологий, таких как JTBD, CJM и т.п., с помощью которых вы сможете найти отправную точку.
Если вы создаёте новый продукт
Хорошей практикой по-прежнему является использование CJM, определение главного элемента бизнес-модели и дальнейшая проверка всех ваших теорий на реальных будущих заказчиках. Если вы думаете о том, что уже что-то знаете, будьте готовы, что эти знания могут оказаться ложным концептом.
Процесс проектирования
Диаграммы покрывают всё
Как только вы определились с базовым пониманием бизнес-процесса, приступайте к построению диаграмм «user flow». Тестирование с последующими несколькими пользовательскими интервью – неотъемлемая часть процесса. На одном из недавних проектов клиент представил нам несколько различных ролей для интервьюирования, что впоследствии оказало значительное влияние на будущий дизайн. В интервью мы спрашивали представителя каждой роли, как он в действительности использует существующую систему и что считает в ней важным.
Мы начали с отдельных «user flow», для построения которых использовали Miro. Для этой же цели можете попробовать новейший и совершеннейший инструмент – FigJam.
Как только у вас появится уверенность в правильности и понятности всей наработки, можно двигаться дальше.
Начинаем рисовать
Figma – так называется программный инструмент, задействованный нами для создания прототипов. Первые макеты получились в значительной мере «сыроватыми». Некоторые из них мы просто скопировали из наших прежних работ, выполненных в Miro.
Как только закончите прототипирование, не забудьте провести юзабилити-тестинг макетов.
Прорисовка деталей
Это самая обширная часть работы и поэтому она занимает много времени.
Предстоит проработать не только все экраны, включая их мобильные версии, но и второстепенные компоненты в каждом из возможных состояний. Разработчики непременно сочтут это за пользу. Правки не займут много времени, если вы создаёте экраны на основе уже имеющихся компонентов.
В заключение, хорошей практикой считается прорисовка более крупных компонентов, которые будут неоднократно задействованы в интерфейсе.
Опять же, не забывайте тестировать финальные прототипы! На данном этапе у вас уже есть анимированные интерактивные прототипы из Figma, готовые к отправке пользователям, чтобы получить их отзывы. Хорошая практика – протестировать прототипы с учётом всех ролей и всех целевых аудиторий.
В завершение
Затраты
Весь дизайн-проект обошёлся в 500 человеко-часов работы высококвалифицированного UX-дизайнера. Сюда включено всё: бизнес-анализ (диаграммы), макеты, прототипы и тестирование.
Много ли займёт тестирование?
Не много. Интервью обычно занимает от 30 минут до одного часа. Именно столько времени требуется UX-дизайнеру. В нашем случае мы потратили около 10 часов на интервьюирование и 20 часов – на внесение последующих исправлений.
Преимущества
Вы ничего не упустите и с самого начала будете уверены в покрытии всех сценариев.
Клиенты будут довольны с первых же этапов разработки ввиду уверенности, что готовящееся решение им идеально подходит.
Вам есть что показать каждому заказчику на любом этапе.
По завершении прототипирования каждый увидит общую картину.
Разработчики уверены, что и как они должны делать, им также полезно иметь общую картину и детализированные компоненты.
Разработчики не тратят время на переделку чего-либо.
Когда применяется?
Когда у вас есть старый перегруженный интерфейс или же когда вы создаёте новый и при этом сразу высоко востребованный на рынке продукт. По сути, единственный случай, когда предлагающийся метод не подходит, – это когда вы создаёте стартап.
Комментарий разработчика
С точки зрения разработчика, реализация хорошо продуманного прототипа приносит удовлетворение благодаря своей результативности и уверенности в том, что результат всегда будет востребован. Рассмотренный подход резко контрастирует с многократной переделкой набора исходных кодов. Нет ничего хуже мучительной тщетной погони за постоянно меняющимся дизайном.
Единообразный прототип обеспечивает согласованность между высокоуровневыми принципами руководств по дизайну и конкретными компонентами библиотеки пользовательского интерфейса. Как результат, имплементация надёжного прототипа требует от разработчика меньше усилий, приносит больше удовольствия. Меньше часов затрачивается на доработку готовых компонентов. Возникает приятное чувство, что всё работает именно так, как оно и должно работать, идеально сочетаясь в рамках проекта.